МБДОУ "Детский сад "Берёзка"группа "Гнёздышко" город Тамбов воспитатель Ирина Николаевна Емельянова
Семинар-практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»Цель семинара: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми, - знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду. План 1. Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников» (старший воспитатель). 2. Открытые просмотры с применением развивающей технологии В.В. Воскобовича: - занятие по ознакомлению с окружающим «Пирожки для Мишки» на группе раннего возраста с введением в технологию с применением сказки «Фиолетовый лес» (воспитатель); - занятие по ознакомлению с окружающим «Все помощники нужны» на подготовительной к школе группе с внесением игры «Чудо-крестики» как части занятия (воспитатель); - кружок «Знай-ки» с применением игр В.В. Воскобовича на подготовительной к школе группе (воспитатель). 3. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель). 4. Выставка развивающих игр В.В. Воскобовича и развивающих игр, сделанных руками педагогов и родителей. Вступительное слово и презентация «Опыт работы педагогов по интеллектуальному развитию детей»(старший воспитатель). (В сопровождении презентации.) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника». Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи. П. Я. Гальперин Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является интеллектуальное развитие дошкольников. Организованная деятельность Занятия проходят в соответствии с программой «Развитие» Л.А. Венгера. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме. Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка. Развивающая среда Развивающая среда создана с учётом требований программы «Развитие». Для разностороннего развития детей в саду имеются: «Русская изба», «Лаборатория», развивающий центр «Космос», центры интеллектуальных игр в группах разного возраста, центр «Краеведение» и др. Наши праздники В детском саду проводятся различные конкурсы, викторины. Праздники с познавательным содержанием («Праздник воды», «Праздник мыльных пузырей» и др.). Развивающие игры на улице Во время прогулок дошкольники так же могут найти себе интересные и развивающие занятия: - развивающие игры на асфальте, - шашки из древесных спилов, кольцебросы. Развивающая среда на территории сада организована таким образом, что на групповых участках расположены различные функциональные зоны: - экологическая тропа, - птичий городок, - тематический уголок «Обитатели моря», - поляна «Хоровод сказок», - аптекарский огород, - цветник «Фонтан цветов», - спортивная площадка + тропа здоровья. Казалось бы, все усилия педагогов направлены на развитие дошкольников и обеспечение их готовности к школе. Но анализируя результаты диагностики готовности детей к школе, следует отметить, что в среднем у выпускников детского сада наиболее сформированы и развиты внимание, самоконтроль, математические навыки. Умения классифицировать, запоминать, работать по образцу и развитие мелкой моторики - развиты достаточно, но ниже, чем другие функции. Общие результаты диагностики готовности к обучению в школе: Высокий уровень готовности - 10% детей, Выше среднего уровня - 40%, Средний уровень – 29%, Низкий уровень готовности – 21% Это и явилось толчком к разработке программы эксперимента по разработке модели творческой лаборатории. Опорная площадка На базе нашего детского сада начала действовать опорная площадка «Инновационные технологии развития интеллекта». Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми. Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», поисково-творческие задачи А.Зака и другие. Целью экспериментальной деятельности является: создание комплексного подхода в развитии интеллекта ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий. Задачи: 1. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей. 2. Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей. 3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса. Ожидаемые результаты: Создание и применение воспитательной системы игр «Ребенок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет: - не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста, - будет способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности педагога и его компетентностей, - повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр. По окончании эксперимента предполагается выпуск методических бюллетеней, проведение семинаров-практикумов для педагогов города. Педагогическим коллективом детского сада были определены направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников: - создание картотеки развивающих игр для детей дошкольного возраста; - разработка и внедрение игр-занятий с детьми с применением игровых развивающих технологий. Мы считаем, что использование развивающих игр в педагогическом процессе позволит перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности.
Работа с родителями Родители воспитанников так же принимают активное участие в жизни детского сада: интеллектуальных конкурсах, создают совместно с детьми развивающие игрушки, участвуют в выпуске газеты, в которой с удовольствием делятся советами по развитию детей в условиях семьи. В октябре было проведено родительское собрание «Игра – дело серьезное», на котором родители познакомились с игровой технологией В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Родителям были так же предложены к обсуждению данные анкетирования детей ДОУ по теме «Я играю дома». С удовольствием родители включились в игру-дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье и делились своим опытом. Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми как готовыми, так и сделанными руками педагогов и родителей в рамках конкурса. А сейчас мы приглашаем вас на занятия, во время которых вы сможете увидеть, как игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича может вписаться в разные виды деятельности. (Открытый просмотр занятий.) 1. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель). Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
13 февраля 2016 в 17:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.